Роботизированные тренажеры представляет собой комплекс функциональных механизмов, имитирующих деятельность работы человеческого организма. Роботы-тренажёры позволяют проводить экстренные реанимационные мероприятия: закрытый массаж сердца и искусственную вентиляцию легких.
Необходимый инвентарь для проведения СЛР
Обучение проходило с использованием роботизированной модели взрослого человека – «Гоша-06» и ребенка – «Гриша-11».
Корпус робота-симулятора изготовлен из пластизоля, который представляет собой объемный индикатор правильности или неправильности поведения обучаемого. Система модели «Гоша-06» способна работать в 6-ти режимах.
Техническое оснащение современного робота-тренажера «Гриша-11» соответствует биологическим особенностям тела ребенка 6-8 лет. Для тренировки на оборудовании доступен выбор из 11 режимов.
Дополнительное оборудование, которое мы использовали:
- два дыхательных мешка Амбу (взрослый и детский).
- мягкие носилки.
- секундомер.
Организационный момент
Для проведения занятий на манекенах мы собрали инициативную группу из 7 человек. В качестве наставника пригласили настоящего работника скорой помощи.
Предварительно подготовили свободное место, где участникам будет удобно учиться и проводить реанимационные действия. Манекенов уложили на пол, расставили столы и стулья, подготовили учебный материал и наглядные пособия.
Ход занятия
В начале был проведен инструктаж по правилам оказания доврачебной помощи. Для закрепления материала, вместе с фельдшером мы подготовили карточки с ситуациями и предложили их решение каждому участнику.
После того, как вся команда справилась с заданиями, мы перешли к практической части. Участники с большим интересом наблюдали за действиями врача, которые демонстрировал приемы СЛР на манекенах. Затем учащимся было предложено самим попробовать себя в роли работника скорой помощи.
В ходе занятия участники отработали навыки:
- переноски пострадавшего на носилках и на руках в безопасное место;
- правила освобождения торса от одежды;
- оказания помощи пострадавшему при западении языка и асфиксии;
- искусственного дыхания;
- распознавания пульса на сонной артерии;
- непрямого массажа сердца.
Для ИВЛ ручным способом использовали дыхательные мешки типа Амбу. Поскольку на занятии присутствовали люди, не имеющие медицинского образования, то все действия по СЛР выполнялись на первом режиме.
О правильных и неправильных действиях робот-тренажер подсказывал обучающимся соответствующей индикацией:
- оранжевый – правильность действий при непрямом массаже сердца;
- голубой – эффективность искусственного дыхания;
- сужение зрачков и появление пульса – успешность оказания помощи.
Всего робот «Гоша-06» содержит шесть режимов. Помимо отработки навыков оказания СЛР, тренажер позволяет практиковаться в навыках остановки кровотечения бедренной артерии, перевязки и наложения шины. На втором занятии участники потренировались в проведении СЛР уже на тренажере «Гриша-11».
Итоги эксперимента
Тест роботов-тренажеров «Гоша-06» и «Гриша-11» проводился в условиях, приближённых к реальным, среди участников, не имеющих опыта проведения СЛР. При этом каждый, пусть и не с первого раза, но справился с поставленной задачей.
Таким образом мы на практике убедились, что медицинские имитаторы позволяет в полной мере оценить навыки реаниматолога при проведении СЛР в профильных медицинских учреждениях.